Обзор IX-й ежегодной московской международной научной конференции «Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология»
Обзор IX-й ежегодной московской международной научной конференции «Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология»
Аннотация
Код статьи
S271326680031549-3-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кожокару Наталия Игоревна 
Должность: преподаватель
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Катречко Сергей Леонидович
Должность: доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

С 11 по 13 апреля 2024 года в Москве проходила 9-я ежегодная Международная научная конференция (семинар) «Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология». В центре внимания трансцендентального семинара – 2024 находились актуальные и инновационные идеи трансцендентальной когнитивистики и искусственного интеллекта. Также в работе семинара нашли отражение метафизическая, эпистемологическая и теологическая трансцендентальная проблематика.

Классификатор
Получено
16.05.2024
Дата публикации
31.05.2024
Всего подписок
5
Всего просмотров
85
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 С 11 по 13 апреля 2024 года в Москве проходила IX-я ежегодная Международная научная конференция (семинар) «Трансцендентальный поворот в современной философии – 9: метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология», организованная Государственным академическим университетом гуманитарных наук, Российским государственным гуманитарным университетом и фондом «Центр гуманитарных исследований». В работе семинара приняли участие более 50 исследователей, из них 18 докладчиков из различных городов России, 7 – из других стран (Германия, Индия, Италия, Китай, Сербия/США, Узбекистан).
2 Стоит отметить, что характерной чертой проведения трансцендентальных семинаров является выбор приоритетных тем, поэтому в центре внимания конференции оказались актуальные и инновационные идеи трансцендентальной когнитивистики и искусственного интеллекта. Также в рамках работы семинара –2024 нашли отражение метафизическая, эпистемологическая и теологическая проблематика. Традиционно на трансцендентальных семинарах представлены три главные линии трансцендентализма, восходящие к собственно трансцендентализму И. Канта (и его современным рецепциям), неокантианству и феноменологии.
3 В первый день трансцендентального семинара, проходившего на философском факультете Государственного академического университета гуманитарных наук, прозвучали доклады двух секций: «Как возможна метафизика (как наука): на пути к трансцендентальной метафизике» (юбилейная секция, посвященная 300-летию рождения И. Канта) и «Трансцендентализм, когнитивистика и искусственный интеллект».
4 С приветственным словом от руководства университета обратился и.о. ректора ГАУГН к.истор.н. Н.В. Промыслов, заостривший внимание на актуальности обсуждаемой проблематики и научной новизне представленных исследований. Кроме того, Николай Владимирович подчеркнул заслуги принимающих участие в семинаре ученых и организаторов конференции.
5 В рамках первой секции (заседания) семинара «Как возможна метафизика (как наука): на пути к трансцендентальной метафизике», которая была посвящена 300-летию рождения И. Канта, свои доклады представили ведущие и перспективные отечественные исследователи. Открыл заседание докладом «Как возможна метафизика как наука?» к. филос.н. Катречко С.Л, который представил кантовский ответ на поставленную самим философом проблему о возможности развития принципиально новой «научной» метафизики, каковой выступает трансцендентальная философия. В докладе д.филос.н. Л.А. Калинникова, одного из авторитетнейших российских кантоведов, была показана необходимая связь кантовской метафизики и антропологии, поскольку развиваемая И. Кантом трансцендентальная философия необходимо предполагает исследование природы человеческого ума и существа человека. Дополнили эти выступления два доклада д.филос.н. Е.А. Счастливцевой «Две стратегии познания: как они преломляются в кантовской философии» и д.филос.н., «марбургского» доктора философии, М.Е. Соболевой «Система философии Канта», который был посвящен обсуждению важнейшей для трансцендентальной философии проблеме архитектоники кантовской метафизики, возможности ее существования (развития) лишь как системы «чистой» и «прикладной» метафизик. Выделим также доклад молодых исследователей С.А. Матузова и Н.И. Хаматовой (студенты ГАУГНа), посвященный сложной проблеме соотношения онтологии и собственно трансцендентальной философии в метафизической системе Канта. Ряд докладов был посвящен рецепции кантовской мысли (метафизики) в пост-кантовскую эпоху. Доклад нашего китайского коллеги проф. Н. Юкая (Ni Yicai) был посвящен развитию трансцендентального подхода (интеллектуальной интуиции) в философии Ф. Шеллинга, а доклад аспиранта ВШЭ М.Д. Евстигнеева был посвящен рецепции (развитию) кантовской трансцендентальной философии в творчестве современного философа Дж. Макдауэлла, который именует свою метафизическую концепцию «трансцендентальным эмпиризмом».
6 Вторую секцию, посвященную проблематике искусственного интеллекта, модерировали кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета ГАУГН Е.А. Алексеева и президент фонда «Центр гуманитарных исследований», главный редактор «Трансцендентального журнала» доцент С. Л. Катречко.
7 Профессор Д.П. Козолупенко (Москва, МГУ) в своем докладе с опорой на современные исследования в области развития искусственного интеллекта и нейробиологии проанализировала основные условия возможности ориентирования в пространстве, выделенные И. Кантом в работе «Что значит ориентироваться в мышлении».
8 Приятной изюминкой семинара стало участие в нем супружеской четы Зайцевых. Профессор кафедры логики философского факультета МГУ Д.В. Зайцев обозначил перспективы развития проекта искусственного интеллекта, проанализировал проблемы и препятствия для каждого из подходов, а также выдвинул обоснованное предположение о «человеко-совместимом» телесно воплощенном искусственном интеллекте как о наиболее многообещающем направлении развития проекта. Н.В. Зайцева, директор центра философии когнитивных наук и искусственного интеллекта философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в продолжение проблематики, затронутой ее супругом, представила оригинальный доклад с уклоном в феноменологию, подчеркнув, что в современных нейрокогнитивных исследованиях участие феноменологии становится все более очевидным.
9 Идейный вдохновитель семинара С.Л. Катречко (Москва, ГАУГН) в выступлении «Кантовская когнитивная модель ума» предложил трансцендентальную модель ума Канта как последовательность ряда познавательных синтезов, подчеркнув при этом, что в работах Канта соседствует достаточно разнородная терминология, в рамках которой можно различить психологический, трансцендентальный и эпистемологический регистры. Это нужно учитывать при построении кантовской когнитивной модели ума как определенной конфигурации познавательных способностей.
10 Профессор А.А. Мёдова (Красноярск, СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, КГПУ им. В.П. Астафьева) в докладе «Пространственное a priori: трансцендентальные и биологические основания» поставила перед собой задачу сравнить анализ пространственных представлений и обоснование их априорности, проделанные И. Кантом, с современными достижениями нейрофизиологии и нейропсихологии, чтобы выявить на их пересечении основополагающие принципы пространственной репрезентации, имеющие значение для когнитивной деятельности человека.
11 С.М. Кускова (Москва, Московский институт психоанализа) предложила применить трансцендентальный подход к основаниям информационной модели сознания. Стоит отметить, что доклад спровоцировал интересную и продуктивную дискуссию между С.М. Кусковой и Н.В. Зайцевой.
12 Независимый исследователь из Москвы Н.М. Дроздов в докладе «Искусственный интеллект в зеркале миметического конфликта: теория Рене Жирара и интуиции современной культуры» рассмотрел проблемы «гоминизации» искусственного интеллекта, ведущие к антагонизму машины и человека, в соотнесении с положениями теории конфликтного мимезиса Рене Жирара и сюжетами некоторых произведений современной культуры.
13 В заключение секции с докладом «Когнитология Канта как теоретическая основа создания искусственного интеллекта» выступила Н.И. Кожокару (Москва, ГАУГН), продолжившая линию, затронутую в исследовании С.Л. Катречко о когнитивной модели ума. Н.И. Кожокару привела основные положения теории познания Канта, а также отметила их соответствие теоретическому обоснованию создания искусственного интеллекта как решение первой части триединой задачи по созданию искусственного интеллекта.
14 В РГГУ во второй день работы трансцендентального семинара традиционно проходили феноменологические секции: «Трансцендентализм и феноменология – 1: сознание и познание», «Трансцендентализм и феноменология – 2: сознание и реальность», а также секция «Трансцендентальный субъект: Платон, Кант, Гуссерль» (организованная при участии российского платоновского общества) и круглый стол «Как возможна трансцендентальная теология?». В центре внимания феноменологических секций стояла проблема соотношения сознания и реальности в трансцендентальной феноменологии. Докладчики представили различные подходы к трактовке соотношения сознания и мира в рамках феноменологического проекта и обсудили перспективы развития феноменологии.
15 В рамках секции «Трансцендентализм и феноменология – 1: сознание и познание» свои доклады представили 9 участников. В качестве модераторов выступили к.филос.н. А.А. Шиян, к.филос.н. П.А. Мишагин и проф. А.А. Мёдова. М. К. Бугаев (Москва, МГЛУ) в сообщении «Трансцендентально-феноменологическая сумма против тождества человека-субъекта и «homo digital» в социальном рассмотрении» предпринял попытку выявления личностных, социальных и языковых особенностей, свойственных философско-антропологической модели «homo digital», фигурирующих в современном обществе на фоне существенных различий поколений. К.филос.н. О.А. Сомова (Саратов, Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского) осуществила концептуальный анализ персонального субъекта в текстах Э. Гуссерля, д.филос.н. Н.А. Блохина (Рязань, РГУ имени С.А. Есенина) рассказала о гетерофеноменологии Дэниэля Деннета как методе «имитации строгости», а к. тех.н. Д.Е. Бондарев (Санкт-Петербург, СПбГУ) в докладе «Влияние ранней философии Э. Гуссерля на «Философию символических форм» Э. Кассирера» выдвинул гипотезу о влиянии раннего Гуссерля на Кассирера в части становления понятия математического ряда в качестве основного формообразующего принципа. В докладе «Всадник Дюрера и нейтрализующая модификация как эстетический акт» профессор из Узбекистана к.филос.н. А.Н. Крюков продемонстрировал, что анализ картинного сознания, предложенный Гуссерлем, работает по-разному в случаях с рассмотренными ими работами Дюрера. Ученые из Волгограда И.Ю. Романов и Т.В. Спирин выступили с докладами «Феномен апотропии в перспективе феноменологического интуирования» и «Феноменологическое интуирование как способ построения гипотезы в исследовании религиозного сознания». Д.филос.н. Д.В. Винник (Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) изложил тезисы «О «бездушном сознании» как метарефлексивном феномене», а к.филос.н. С.В. Панов (Москва, МИСиС) в сообщении «Кант, Гуссерль, Хайдеггер: Метафизика, «жизненный мир», вербальная прозопопея» отметил, что трансцендентальная метафизика Канта – это эрзац-философская мысль, которая на основе трансцендентальных объективаций воспринимаемой реальности ищет новые основания как для единства мышления и познаваемой реальности в теоретическом познании, так и для единства самоопределения воли и человеческого поступка в сфере нравственности.
16 В секции «Трансцендентализм и феноменология – 2: сознание и реальность» выступили 10 участников. Исследователь из Германии доктор К. Колька (C. Kolka) отметила, что мэтр французской феноменологии Марк Ришир ищет ответы на базовые понятия человеческой жизни, прибегая к гипотезам психологии раннего детства (Винникотт) и платоновскому мифу о сотворении мира (Тимайос). К.филос.н. Н.А. Артеменко (Санкт-Петербург, СПбГУ) проанализировала контекст рассмотрения пассивного конституирования в работах Э. Гуссерля разных периодов, а Е.А. Торощин (Пермь, ПГНИУ) в докладе «Явление смысла в рамках структуры трансцендентального синтеза И. Канта и феноменологической рефлексии Э. Гуссерля» подчеркнул, что благодаря трансцендентальному синтезу устанавливается структура события смысла, которая в последствии разворачивается с помощью феноменологической рефлексии. К. филос.н. М.А. Белоусов (Москва, РГГУ) в сообщении «Кант и феноменология возможного» рассмотрел интерпретацию понятия возможности в кантовской трансцендентальной философии и продемонстрировал ее релевантность для феноменологии, д.филос.н. Е.Н. Шульга представила доклад «Проблема понимания в герменевтике и в феноменологии», а д.филос.н. В.А. Серкова (Санкт-Петербург, СПбПУ) в своем докладе «Реальность и проблема онтологической определенности» аргументированно изложила точку зрения, согласно которой в качестве последовательного и бескомпромиссного антиреализма может быть представлена теория феноменологических редукций Э. Гуссерля. К.филос.н. Д. Н Попов (Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ) представил реализм феноменологии Э. Гуссерля, к.филос.н. А.В. Фролов (Москва, МГУ) в докладе «Реальность и конституирование смысла в феноменологии» рассмотрел альтернативы феноменологической работы со смыслом, а к.филос.н.А.Б. Паткуль (Санкт-Петербург, СПбГУ) в сообщении «Региональные онтологии у Гуссерля и Хайдеггера» представил результаты реконструкции понятия региональной онтологии у Гуссерля и Хайдеггера.
17 В рамках работы второго дня конференции в РГГУ был организован круглый стол «Как возможна трансцендентальная теология?», основой для которого послужил специальный выпуск «Трансцендентального журнала», посвященный проблемам трансцендентальной теологии ( >>>> ). Авторы «теологического» выпуска журнала (проф. С.А. Коначева (Москва), проф. А.А. Медова (Красноярск), к.филос. н. А.В. Лызлов (Москва), к. филос.н. С.Л. Катречко (Москва), к. филос.н. А.В. Логинов (Москва), к. филос. н. А.Б. Паткуль (Санкт-Петербург), к.филос. н. П.А. Мишагин (Красноярск), независимый исследователь С.А. Борчиков (Озерск), магистрант А.В. Думов (Москва)) уточнили свои позиции по проблеме «возможна ли трансцендентальная теология и в каком модусе?» и ответили на вопросы коллег. Одним из докладчиков на данном заседании (круглом столе) трансцендентального семинара-2024 была философ из Индии доктор Стритама Мисра (India, Bhubaneswar). В своем докладе «Воплощенная трансрелигиозность: общее пространство для моральной солидарности» она рассмотрела концепт «моральной солидарности» с точки зрения кантовского трансцендентализма и современной французской феноменологии.
18 Стоит отметить, что особенностью трансцендентальных семинаров является остро дискуссионный характер секционных заседаний. Не исключением оказалась и конференция этого года. К примеру, в рамках секции «Трансцендентальный субъект: Платон, Кант, Гуссерль» в центре дискуссий был вопрос, можно ли найти у Платона трансцендентальный субъект. Открыл данную секцию «методологический» доклад проф. В.И. Молчанова (Москва, РГГУ), который обратил внимание на необходимость точного понимания трансцендентальной терминологии «трансцендентального», «опыта», «априорного» и флуктуации ее смысла у разных представителей трансцендентального подхода (в частности, у Канта и Гуссерля). Осмыслению кантовского концепта «трансцендентального субъекта» и его рецепции в современной философской мысли (на примере взглядов современного британского философа Р. Скратона) был посвящен доклад нашего американского коллеги (сербского происхождения) доктора Предрага Чичовачки (P. Cicovacki). Проф. В.Е. Семенов (Москва, МГУ) в своем докладе «Платон и Кант. В поисках трансцендентального субъекта» высказал предположение, что трансцендентальный субъект – это некий концепт, характеризующийся рядом особенностей, которые можно найти в диалогах Платона, а следовательно, о трансцендентальном субъекте у Платона говорить правомерно. Эту позицию разделяет и канд. культурологии И.А. Протопопова (Москва, РГГУ), которая в докладе «Трансцендентальный субъект у Платона» выделила положения Платона, созвучные кантовскому пониманию трансцендентального субъекта. Однако к. филос.н. С.Л. Катречко (Москва, ГАУГН) в докладе «Трансцендентальный субъект у Канта» обратил внимание на отличия трансцендентального подхода Канта от методологии познания Платона, не позволяющие однозначно утверждать о наличии в философии Платона кантовского трансцендентального субъекта. Кантовский трансцендентальный субъект под именем «трансцендентального единства апперцепции» – это не традиционный субстанциональный субъект, которого мы находим у Платона, Аристотеля и других мыслителей классического периода философствования, а «функциональный» субъект, который способен осуществлять деятельность единения многообразного (ср. с неоплатоническим «Единым»), который, тем самым, выступает трансцендентальным условием возможности нашей синтетической деятельности в процессе познания.
19 Необходимо подчеркнуть, что Трансцендентальный семинар – 2024 успешно продолжил развитие актуальных исследовательских проблем трансцендентальной философии. По результатам его работы будет издан сборник материалов, в который войдут расширенные тезисы докладов участников семинара, а ведущие доклады семинара – 2024 (статьи, подготовленные на основе докладов) будут опубликованы в специальном «когнитологическом» выпуске «Трансцендентального журнала» ( >>>> ).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести