Как возможна трансцендентальная теология?
Как возможна трансцендентальная теология?
Аннотация
Код статьи
S271326680029092-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Катречко Сергей Леонидович 
Должность: доцент
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассматривается кантовская постановка вопроса о возможности [трансцендентальной] теологии (в ее трех основных модусах: oнтотеологии, космотеологии и физикотеологии) в качестве науки, ее предмете и методе. Предметом теологии выступает Бог. На роль метода теологии может претендовать кантовский трансцендентальный метод как «измененный метод мышления» [В XVIII] (в свете его определения трансцендентальной философии как изучения нашего «способа познания» [В 25]), который применим не только к естествознанию и математике, но к другим областям знания, в том числе и к теологии. Интерес в этой связи представляет кантовская трансцендентальная аргументация (‘transcendentalarguments’), которая применяется не только в метафизике (кантовская трансцендентальная дедукция категорий, аналогии опыта), но и в науке (модель Г.Гемпеля – К.Поппера), а также в теологии (онтологическое доказательство бытия Бога). В статье затрагивается также вопрос о возможности теологии в модусе этикотеологии.

Ключевые слова
Кант, трансцендентализм, трансцендентальный метод, трансцендентальная аргументация, трансцендентальная теология, онтотеология, космотеология, этикотеология
Классификатор
Получено
13.09.2023
Дата публикации
30.11.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
70
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

1. Трансцендентальная философия

Кант определяет свою трансцендентальную философию как исследование нашего априорного способа познания. При этом можно выделить несколько видов человеческого познания, например, как это сделано в его «Критике чистого разума» (далее — Критики): естествознание и математику, которые отличаются разной конфигурацией и порядком применения чувственности и рассудка как «двух основных стволов человеческого познания» [В 25]1. Соответственно, развиваемый Кантом трансцендентальный метод как «измененный метод мышления» [В XVIII; B XXII, B XXII прим.] является основным методом метафизики, которая как «метафизика метафизики»2 направлена на анализ наших познавательных практик. Трансцендентальный метод связан с поиском и анализом трансцендентальных условий того или иного феномена, который задается посредством кантовского «как это возможно?» вопроса.

1. Ссылки на кантовскую «Критику чистого разума» [Кант 2006] будем давать общепринятой международной пагинации A (1-изд.) /B (2-изд.).

2. См. кантовское письмо к М. Герцу от 11 мая 1781 [Kant 1922, s.268–269].
2

2. О термине «трансцендентальный»

Говоря о термине «трансцендентальный», в том числе и о выражении трансцендентальная теология, нужно учитывать, что в настоящее время имеются несколько отличающихся друг друга культурных (семантических) тезаурусов этого термина. Во-первых, это общедоступное и не совсем точное использование этого термина как указание на нечто необычное, выходящее за привычные рамки в выражених типа «трансцендентальная музыка/поэзия». Во-вторых, это средневекое понимание трансцендентального (Аристотель, Ф. Аквинский, Д. Скот), связанное с тем, что сейчас называют онтотеологией (Кант [B 660]; М. Хайдеггер; Ж.-Л. Марион). Так, например, Дунс Скот определяет метафизику как науку о трансцеденталиях (ср. с кантовскими трансцендентальными предикатами» как атрибутами Бога) в качестве трансцендентальной науки. Ккажется, именно этот смысл является господствующим в современнной теологии. В-третьих, кантовский смысл термина ‘трансцендентальный’, связанный с его пониманием трансцендентальной философии как исследования нашего априорного «способа познания» [B 25] с целью выявления трансцендентальных условий возможности познания предметов и, что более важно, с трансцендентальным обоснованием возможности и/или применением априорного знания (см. «итоговое» кантовское определение трансцендентального в [B 81])3. В–четвертых, своеобразное, хотя и возникшее на основе кантовского подхода, понимание трансцендентального в феноменологии Э. Гуссерля как указание на субъективные условия нашего познания. В-пятых, трансцендентальный подход/метод получает развитие в рамках трансцендентального томизма (Ж. Марешаль, Б. Лонерган, К. Ранер, Э. Корет как соединение средневекового трансцендентализма Фомы Аквинского/Дунса Скота и трансцендентализма И. Канта, а также в пресуппозициональной теологии (К. Ван Тиль, Г. Кларк). В–шестых, отметим также трансцендентальную прагматику К.–О. Апеля, которая восходит к построеним американского философа Ч. Пирса, которого нередко называют «американским Кантом». В данном тексте мы будем опираться, прежде всего, на кантовское понимание трансцендентального, хотя и будем учитывать некоторые смысловые нюансы термина.

3. В свою очередь кантовская трактовка термина «трансцендентальный» также неоднозначно и можно выделить, по крайней мере, два смысла его словоупотребления у Канта. В первом случае под «трансцендентальным» (трансцендентальное–1) Кант понимает нечто спекулятивно-рассудочное, т.е. исходящее от рассудка в противополжность чувственному (эмпирическому). См.. например, кантовскую рефлексию № 4643 «Трансцендентальным будет [называться] всякое чистое познание a priori, в котором, следовательно, не дано никакого ощущения» ([Кант 2000, с. 35]; (ред. перевода моя. — К.С.). Вместе с тем, в «Критике чистого разума» Кант нередко использует термин «трансцендентальный» в другом – методологическом – значении (трансцендентальное–2), а именно как деятельность по обоснованию априорного (см. кантовскую дефиницию трансцендентальной филосфоии из фр. [B25] и/или его «итоговое» определение трансцендентального из фр. [B80–81]). Более подробно о разных смыслах кантовского термина «трансцендентальный» см. мою статью [Катречко 2017].
3

3. Трансцендентальный метод

Кант определяет свой трансцендентальный метод как «изменный метод мышления в метафизике» [B XVIII] и соотносит его с методом современного ему математического естествознания XVII — XIX вв. [B XIX прим.]4. При этом следует обратить внимание на то, что свою «Критику чистого разума» он определяет, скорее, не как метафизическую систему, которую еще надо построить, а как «трактат о методе» [B XXII] (соответственно, второй раздел Критики называется «Трансцендентальое учение о методе»). По сути, подавляющая часть «Критики чистого разума» посвящена описанию и исследованию специфики использования трансцендентального метода в области чистого разума, к каковой относятся теоретическая физика, чистая математика, спекулятивная метафизика и трансцендентальная теология. В этом смысле трансцендентальный метод выступает в качестве методологии исследования как человеческого «способа познания» в целом, так и различных «способов познания» человека, в том числе физики, математики, метафизики, теологии (подробнее об этом см. [B 741 и далее]). Вместе с тем после «переоткрытия» Канта в рамках аналитической традиции во второй половине ХХ в., которое произошло благодаря книге П. Стросона «Границы смысла» (1966), кантовский трансцендентальный метод связывают с его трансцендентальной аргментацией (transcendental arguments) 5, которая лежит в основе его трансцендентальной дедукции категорий, в том числе и его аргументации из аналогий опыта (см. [B 117–169, B 224–265, B 274–279, B 811–823 и др.]). Можно сказать, что этот метод есть метод спекулятивного применения разума в познании. При этом трансцендентальная аргументация Канта является не только основным методом мышления в философии/метафизике, но она применяется также в науке, например, в дедуктивно-номологической модели научного объяснения Г. Гемпеля – К. Поппера6, и теологии, например, онтологическое доказательства бытия Бога Ансельма является, по сути, трансцендентальным аргументом7. При этом в современной теологии Бог выступает и как «первопричина» Мира (космотеология), и как необходимое трансцендентальное условие всех наших представлений о нем и о мире, и в силу этого он существует, что утверждает онтотеология.

4. Точнее, Кант соотносит свой изменный метод мышления с «[научной] революцией, следуя примеру геометров и естествоиспыталей» [B XXII] (resp. коперниканский (ньютоновским) переворотом — см. [B XXII прим.]).

5. Подробнее см. мою статью [Катречко 2016] (см. также энциклопедическую статью из SEP: >>>> (дата доступа: 29.11.2023))

6. См., например, мою статью [Катречко 2015].

7. Специфика области сакрального накладывает свой отпечаток на ‘логику’ рассуждений теологических текстов. Если мы в качестве примера возьмем такой ‘странный’ (с физической точки зрения) предмет как [христианская] Троица, то понятно, что рассуждать о нем также как, например, рассуждать о столах или стульях нельзя. Кант в этой связи предлагает выделить особый тип рассуждений, который он называет трансцендентальной аргументацией (см. [Катречко 2015] и который отличается как от дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. Одним из самых известных примеров подобной аргументации в теологии может служить онтологическое доказательстов бытия Бога, восходящее к Ансельму Кентерберийскому. Следует отметить, что с одной стороны, «докритический» Кант предлагает свою трансцендентальную версию онтологического аргумента в своей работе «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1763) (см. также другие работы «докритического» Канта, в которых затрагиваются проблемы теологии как одного из разделов metaphysica specialis, «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (см. положение 7) (1755), «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и иорали» (1764)), а, с другой стороны, «критический» Кант критикует онтологическое доказательство бытия Бога (прежде всего, версию аргумента Р. Декарта) в своей «Критике чистого разума» (1781).
4

4. Возможность трансцендентальной теологии (?)

Перейдем теперь к главному вопросу о возможности трансцендентальной онтологии. Вопрос о ее возможности рассматривается Кантом в разделе «Идеал чистого разума» первой Критики8. И хотя там Кант не ставит напрямую вопрос «Как возможна теология как наука?», аналогичный трем другим вопросам его Критики, но, по сути, он обсуждает вопрос о возможности теологии в последней главе «Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума» [B 659–670], название которой «спекулятивные принципы разума» указывает на то, что Кант ставит и рассматривает вопрос о возможности трансцендентальной теологии. Любая наука, в том числе и теология, характеризуется своим предметом и методом. Согласно Канту, предмет — это то, что дается посредством нашей чувственности (чувственной интуиции/созерцания), заметим, что Кант отвергает интеллектуальную интуицию. Поскольку Бог в качестве предмета теологии не дается нам чувственным образом, то в Критике Кант обсуждает возможность или theologia rationalis т.е. рациональной теологии как «идее разума», или theologia revelata, т.е. теологии откровения, которая полагает источником нашего познания о Боге либо непосредственный контакт (общение) с ним, либо откровение Библии [B 659] 9. Третьей возможной логической альтернативой могла бы быть эмпирическая теология (theologia empirica), но она, по Канту, сама по себе невозможна, «поскольку Бог не может быть предметом чувств [опыта]» [7, c.19], и поэтому theologia empirica может быть таковой «только при содействии божественного откровения» [там же], т.е. отождествляется (сближается) с theologia revelata10. Заметим, что в современной теологии, например, в феноменологии религии, модус theologia empirica возможен, при условии, что мы полагаем ее источником (предметом) особое религиозное чувство (переживание), но и в этом случае theologia empirica выступает как модус theologia revelata11. О theologia revelata Кант более подробно говорит в своих «Лекциях о религии» и более позднем тексте «Религия в пределах только разума» (1793), где он обосновывает возможность философской теологии в модусе этикотеологии (theologia moralis). Но нас здесь в большей степени интересует первый модус спекулятивной теологии — трансцендентальная теология, которая «мыслит свой предмет… только посредством чистого разума с помощью одних лишь трансцендентальных понятий (ens originarium, realissimum, ens entium)12» [B 659] (выделено курсивом мной. — К.С.) и «задается целью вывести существование первосущности из опыта [мира]…, и тогда она называется космотеологией, или же она надеется познать ее существование посредством одних лишь понятий без помощи опыта, и тогда она называется онтотеологией» [B 659]13.

8. Более детальное изложение кантовской позиции можно найти в недавно переведенных на русский язык кантовских «Лекциях о философском учении о религии» ([Кант 2016]; 1783/1784 гг.), которые читались Кантом сразу после издания его «Критики чистого разума» (1781) и «Пролегомен…» (1783). См. также раздел из кантовского лекционного курса Канта по метафизике L1 конца 70-х годов, посвященный «рациональной теологии», который Кант читал непосредственно перед написанием своей Критики (см. [Кант, 2000, с.189–195]).

9. Подробнее (точнее) об этом Кант говорит в своих «Лекциях о религии» [Кант 2016, с.19].

10. Приведем полную кантовскую цитату из его «Лекций о религии» по этому поводу: «Поскольку Бог не может быть предметом чувств и потому не может быть объектом опыта, то theologia empirica [сама по себе невозможна и может быть лишь таковой] теологией, к которой мы способны только при содействии божественного откровения» [Кант 2016, c.19]; перевод дан в моей редакции — К.С.].

11. Два модуса кантовской теологии можно было бы условно соотнести с католицизмом как теологией разума и протестантизмом как теологией откровения.

12. Чуть ниже Кант более подробно говорит о трансцендентальных понятиях трансцендентальной теологии: «Необходимость, бесконечность, единство, существование вне мира (не в качестве мировой души), вечность без условий времени, вездесущее без условий пространства, всемогущество и т.п. — все это чисто трансцендентальные предикаты, и потому их очищенное понятие, в котором так нуждается всякая теология, может быть получено только из трансцендентальной теологии» [B670].

13. Заметим, что в своих «Лекциях о религии» и даже в Критике (хотя и неявно) Кант выделяет третий модус трансцендентальной теологии (или спекулятивной теологии [Кант 2016, с.24]) — физикотеологию. Тогда как в своем лекционном курсе по метафизике L1 (см. [Кант 2000, с.189–195]) и в своих «Лекциях о религии» (см. [Кант 2006, с.19–20, 22, 24]) он выделяет трансцендентальную теологию (theologia transcendentalis) в узком смысле лишь как онтотеологию, а космотеологию и физикотеологию относит к естественной теологии [Кант, 2016, с.20; 8, с.190].
5

Заключение

Позиция Канта относительно возможности трансцендентальной теологии (resp. использования трансцендентального метода в теологии) амбивалентна. С одной стороны, он пишет, что «трансцендентальный метод… ничего не может дать для теологии, основанной на одном лишь спекулятивном разуме» [B 666]. С другой стороны, «трансцендентальная теология, несмотря на всю свою недостаточность, все же сохраняет важное… значение» [B 668], поскольку, как мы уже отмечали выше, она исследует трансцендентальные предикаты первосущности/Бога, такие, как необходимость, бесконечность, существование вне мира, вечность…, всемогущество, а «их очищенное понятие, в котором так нуждается всякая теология, может быть получено только из трансцендентальной теологии» [B 670]. Тем самым Кант признает возможность и важность трансцендентальной теологии (в слабом смысле) и рассматривает ее в качестве необходимого методологического ядра и пропедевтики к рациональной теологии (трансцендентальной теологии в сильном смысле)14. Вместе с тем, в своих более поздних работах (например, в работе «Религия в пределах только разума» (1793)) Кант изменяет интенцию своего вопросшания и рассматривает вопрос о возможности теологии уже как этикотеологии, который, в отличие от вопрошания относительно трансцендентальной теологии, он решает положительно (подробнее об этикотеологии Канта см. статью Л. Крыштоп из данного выпуска журнала).

14. Вопрос о возможности онтотеологии, космотеологии и физикотеологии оставим здесь открытым. С одной стороны, Кант отрицает их возможность в своей Критике, показывая несостоятельность подобных вариантов доказательств (прежде всего, декартовского варианта онтологического аргумента и вольфовского варианта космологического аргумента) (при этом «докритический» Кант предлагает набросок своего варианта онтологического аргумента в работе «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1763), от которого он формально в Критике не отказывается, хотя и заменяет свое прежнее понимание (понятие) Бога как «реального существа» (ens realissimum) на понятие «трансцендентального идеала» [В608] (см. современное обсуждение этого вопроса, например, в [Stang 2010], а также интересную модификацию кантовского обоснования в [Chignell 2009]). С другой стороны, в последующем (пост-кантовском) развитии рациональной теологии были предложены другие версии теологических аргументов, с учетом кантовской критики прежних вариантов (например, онтологическое доказательство Р. Коллингвуда (см. [Collingwood 1940], а также ранюю неопубликованную рукопись Коллингвуда 1919 г. [Collingwood 1919]), модальный онтологический аргумент А. Платинги [Plantinga 1967], концепция утонченного супранатурализма У. Джеймса, которая развивает несубстанциональную версию теологии [Джеймс 1993], и др. Это позволяет надеяться на положительное разрешение кантовского вопроса о возможности трансцендентальной теологии как науки.

Библиография

1. Джеймс У. (1993) Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

2. Кант И. (2000) Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция.

3. Кант И. (2006) Критика чистого разума. Соч. на немецком и русском языках. М.: Наука, 2006. Т.II (2-е (B) изд. — Т. II (1), 1-е (A) изд. — Т. II (2)).

4. Кант И. (2016) Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пелица) / пер. , прим. и посл. Л. Э. Крыштоп; под ред. А. Н. Круглова). М., «Канон».

5. Катречко С.Л. (2015) Трансцендентальная аргументация Канта и гипотетико – дедуктивная модель научного исследования Поппера — Гемпеля // Рацио.ru, 2015, № 14. C.44–55.

6. Катречко С.Л. (2017) О понимании концепта «трансцендентальный» в кантовской филосо-фии //Возможна ли современная трансцендентальная философия? Материалы круглого сто-ла VII Российского философского конгресса. Отв. ред. С.Л. Катречко. Москва, фонд ЦГИ, с.38–48 (https://elibrary.ru/item.asp?id=30030483).

7. Катречко С.Л. (2019) Как возможна теология как наука? (вступительное слово) // Трансцен-дентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпи-стемология и философия науки, теология и философия сознания. Сборник тезисов междуна-родного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (г. Москва, 18–21 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. Москва: Фонд ЦГИ, ГАУГН-Пресс, 2019, С.251–254 (https://elibrary.ru/item.asp?id=39452988).

8. Chignell A. (2009) Kant, Modality, and the Most Real Bein, in: Archiv für Geschichte der Philos-ophie, June 2009.

9. Collingwood R. (1919) Lectures on the Ontological Proof of the Existence of God (written De-cember 1919 for delivery Hilary Term 1920), Bodleian library, Collingwood dep. 2.

10. Collingwood R. G. [1940] An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988.

11. Kant I. (1922) Kants Gesammelte Schriften. Akademie Ausgabe. Berlin: Reimer, later de Gruyter 1900ff, v.29. Bd.X, 1922, s.268–269 (письмо Канта к М. Герцу от 11 мая 1781).

12. Katrechko S. (2016) On Kant’s Transcendental Argument(s), in: Con–Textos Kantianos, № 4, Nov. 2016, pp.98–117 (https://philarchive.org/archive/KATOKT).

13. Plantinga А. (1967) God and Other Minds. Ithaca and London.

14. Stang N. (2010) Kant's Possibility Proof, in: History of Philosophy Quarterly Vol. 27, No.3 (July 2010), pp. 275–299.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести