Editor's Preface
Table of contents
Share
QR
Metrics
Editor's Preface
Annotation
PII
S271326680029048-2-1
Publication type
Editorial
Status
Published
Abstract

The editor's preface examines the contents of the current issue of the Transcendental Journal, dedicated to the transcendental tradition in the understanding of religion.

Keywords
transcendental philosophy, phenomenology of religion, phenomenological axiology, transcendental method
Received
12.12.2023
Date of publication
30.11.2023
Number of purchasers
7
Views
35
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Данный выпуск «Трансцендентального журнала» посвящен вопросам трансцендентальной теологии, и трансцендентальной традиции осмысления религии в целом. Предлагаемые читателю статьи освещают различные аспекты этого направления, от атрибутации признаков трансцендентальной теологии, анализа ее возможности и эффективности, сквозь ряд ее исторических версий вплоть до положений и методологических проблем ранней феноменологии религии и феноменологической аксиологии. Номер открывается статьями Л.Э. Крыштоп и С.Л. Катречко, посвященными кантовскому анализу трансцендентальной теологии, а также анализу применимости трансцендентального метода исследования к вопросам постижения Божественной сущности.

2

Историческая судьба кантовского исследования трансцендентальной теологии отражена в публикации А.В. Лызлова, посвященной критике теологических взглядов Канта его современником И.Г. Гаманом. Также полемикой с трансцендентальной философией Канта в целом наполнена работа «Научный теизм» (Scientific Theism, 1885) Ф.Э. Эббота, перевод фрагментов которой и вступление к ним выполнены А.В. Думовым.

3

Важную часть трансцендентального подхода к осмыслению религии составляет анализ априорных и апостериорных предпосылок религиозного сознания и познания Бога. На примере философии Ф.В.Й. Шеллинга А.Б. Паткулем показана трансцендентальная диалектика позитивного и негативного полагания Бога, в результате чего негативная философия предстает как априоризм эмпирического, а позитивная — как эмпиризм априорного полагания Бога.

4

 

 

Трансцендентальная теология ставит вопросы о Высшей Сущности в неразрывной связи с вопросами о возможностях и видах человеческого познания, т.е. о способах помыслить Бога. Развитие этой проблематики имеет место в трансцендентальном томизме Карла Ранера, исследованию которого посвящена статья С.А. Коначевой, а также в работах феноменологов религии голландской школы. Для последних актуальны не только проблемы религиозного опыта и анализ религиозных переживаний, но и выработка методологических подходов к изучению последних, что показано в статье А.А. Мёдовой и П.А. Мишагина.

 

5

Логическим завершением содержательной траектории данного выпуска, начатой в статье Л.Э. Крыштоп «Трансцендентальная теология Канта», является исследование А.В. Логинова, П.И. Великанова и Я.Г. Янпольской, освещающее феноменологическую аксиологию М. Шелера и Н. Гартмана. Эта аксиология направлена на интуитивное постижение универсальной онтологической иерархии ценностей в особых интенциональных актах сознания. «Материальное априори» М. Шелера, восходящее к сущностям и непосредственно данное в созерцании, противостоит рациональному логическому познанию и представляет собой новый способ полагания священного. Его можно назвать противоположной, по отношению к кантовскому подходу, точкой движения «маятника» трансцендентальной теологии.

6

Номер завершается полемическим материалом С.Л. Катречко и С.А. Борчикова «Дискуссия о теологии как науке». Рассматривая перспективы создания научной теологии, авторы приходят к выводу, что трансцендентная теология не только возможна, но в принципе уже осуществлена в истории религии и философии, если понимать Бога как аксиоматически трансцендентную сущность. Но теология как наука пока проблематична, поскольку она должна расширять границы отдельных исторических теологий, продуцируя новую, универсальную, метафизическую и метаисторическую предметность и методологию. В этом смысле она должна найти свое наиболее полное выражение в онтотеологии.

Comments

No posts found

Write a review
Translate