Review of the 7th International Workshop "Transcendental Turn in Contemporary Philosophy"
Table of contents
Share
QR
Metrics
Review of the 7th International Workshop "Transcendental Turn in Contemporary Philosophy"
Annotation
PII
S271326680020943-7-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Natalia Kozhokaru 
Occupation: Lecturer
Affiliation: Lecturer, Department of Logic and Epistemology, State Academic University of Humanities (SAHU) Moscow (Russia)
Address: Russian Federation, Chernogolovka, Shkolniy blvd, 18, apt. 306
Abstract

 

From April 21 to April 23, 2022, the 7th annual International Scientific Conference “The Transcendental Turn in Contemporary Philosophy: Epistemology, Cognitive Science and Artificial Intelligence” was held in Moscow. Traditionally, transcendental workshops present three main lines of transcendentalism, which go back to I. Kant's own transcendental idealism, neo-Kantianism, and phenomenology. In 2022, the Kantian and neo-Kantian days of the seminar were associated with the development of the ideas of cognitive science, transcendental epistemology, artificial intelligence and transcendental philosophy of science, and as part of the phenomenological day, the issue of the role of reflection in the structure of cognitive activity was discussed in detail.

Keywords
transcendentalism, epistemology, cognitive science, artificial intelligence, neo-Kantianism, phenomenology
Received
17.11.2022
Date of publication
30.11.2022
Number of purchasers
9
Views
180
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

С 21 по 23 апреля 2022 года в Москве проходила 7-я ежегодная Международная научная конференция «Трансцендентальный поворот в современной философии: эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект», организованная Государственным академическим университетом гуманитарных наук, Российским государственным гуманитарным университетом, Российским университетом дружбы народов и фондом «Центр гуманитарных исследований». Данный семинар продолжает серию тематических семинаров «Трансцендентальный поворот в современной философии», которые ежегодно проводятся в конце апреля в Москве и приурочены ко дню рождения Иммануила Канта. Стоит отметить, что в работе семинара приняли участие более 100 человек, а число докладчиков составило больше 60 человек. Особенностью проведения трансцендентальных семинаров является то, что каждый год выбираются приоритетные темы обсуждения. Таковыми для семинара—2022 были идеи связи трансцендентализма с когнитивистикой с выходом на проблематику искусственного интеллекта. Традиционно на трансцендентальных семинарах представлены три главные линии трансцендентализма, восходящие к собственно трансцендентальному идеализму И. Канта, неокантианству и феноменологии. В 2022 году кантианский и неокантианский дни работы семинара были связаны с развитием идей когнитивистики, трансцендентальной эпистемологии, искусственного интеллекта и трансцендентальной философии науки, а в рамках феноменологического дня подробно обсуждался вопрос о роли рефлексии в структуре познавательной деятельности.

2 Первый день работы семинара, проходивший на философском факультете Государственного академического университета гуманитарных наук, был посвящен трансцендентализму и когнитивистике.
3 С приветственным словом от руководства университета обратился проректор по науке и дополнительному образованию Николай Промыслов. Он заострил внимание на международном охвате мероприятия, говорящем о высоком научном уровне. Николай Промыслов также выразил надежду на то, что Трансцендентальный семинар займет достойное место в череде мероприятий, посвященных грядущему 300-летнему юбилею Иммануила Канта.
4 Стоит отдельно отметить, что в этом году в работе семинара принимал участие ученый с мировым именем, профессор, очень много сделавший для кантоведения, – Эндрю Брук (Andrew Brook), выступивший с сообщением о трансцендентальном и интеллигибельном уме.
5 Высокую планку семинару задал доклад на тему «Трансцендентализм, психологизм и когнитивная наука» декана философского факультета ГАУГН академика РАН Владислава Лекторского, обозначившего актуальность проводимых участниками семинара научных исследований и затронувшего в своем выступлении целый ряд важнейших дискуссионных проблем современной философии. Академик Лекторский рассмотрел современные когнитивные исследования с позиции Канта, вопрос о границе познающего субъекта, трансцендентальных возможностях познания, а также об особом способе существования культурных смыслов.
6 С приглашенным докладом «Кантовская критическая философия и возможность когнитивной науки» на открытии VII Трансцендентального семинара выступил зарубежный исследователь – профессор Кеннет Вестфаль (Европейская академия, Италия).
7 В рамках первой секции семинара «Трансцендентализм и когнитивистика» свои доклады представили ведущие и перспективные отечественные исследователи: Сергей Катречко выступил с докладом о когнитивной модели ума Канта, предложив реконструировать трансцендентальную модель кантовского ума как последовательность ряда синтезов. Майя Соболева (Университет Марбурга, Германия) представила доклад «Пространство вне и в нас: современные дискуссии вокруг эстетики Канта», Максим Воробьев (НИУ ВШЭ, Москва) оригинально раскрыл тему своего выступления «О возможности натурализации трансцендентальной эпистемологии», Валерий Семенов (МГУ им. Ломоносова, Москва) затронул проблему необходимости субъективной дедукции для трансцендентальной философии И. Канта.
8 Вторую секцию, посвященную проблематике искусственного интеллекта, модерировал координатор научных программ Научного совета по методологии искусственного интеллекта при Президиуме РАН Андрей Алексеев, подготовивший сообщение о трансцендентальном подходе к искусственному интеллекту, рассматриваемом в рамках методологии междисциплинарных исследований. Свои доклады представили профессора Виталий Целищев (ИФПР СО РАН, Новосибирск) «Абсолютно неразрешимые утверждения (дизъюнкция Гёделя)», Анастасия Медова (СибГУ им. М. Ф, Решетнева, КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск), выступившая с сообщением о трансцендентальном субъекте, Виктор Финн (ФИЦ ИУ РАН, Москва), с присущей ему основательностью рассказавший об эпистемологических идеях И. Канта, точной эпистемологии и искусственном интеллекте, и Дмитрий Винник (Финансовый университет при правительстве РФ, Москва), изложивший теорию иерархии когнитивных функций. Также в рамках второй секции выступил художник, исследователь из Сербии Тодор Пожарев, раскрывший тему «смысла» как трансцендентального артефакта.
9 Неокантианский день был посвящен 25-летию журнала «Вестник РУДН. Серия: Философия». В работе секции «Эпистемология и когнитивные науки в неокантианстве и пост–неокантианстве» приняли участие 14 докладчиков. Модератором был доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Российского университета дружбы народов Владимир Белов, выступивший с сообщением о гносеологических концепциях русского неокантианства. В ходе утреннего заседания также свои доклады представили Илья Дворкин, рассмотревший трансцендентальную динамику близости в философии Когена и Левинаса, Надежда Сторчеус, раскрывшая антропологический аспект трансцендентализма в русской философии, Леонид Корнилаев, сосредоточивший внимание на философии Фихте в русском неокантианстве, Павел Владимиров, рассмотревший критерии научного знания в критицизме А.И. Введенского, и Василий Петров, который, подвергнув критике декартовскую и гуссерелевскую попытку обосновать методом радикального сомнения, пришел к выводу о том, что утверждения «существует язык» и «я говорю» оказываются настолько же несомненными, насколько и «я существую».
10 В рамках дневного заседания с докладом об учении Германа Когена о раскаянии выступил Иван Лапшин. Антон Дидикин рассмотрел ключевой элемент философско-правовой концепции нормативизма Ганса Кельзена – «основную норму» как категорию мышления, Анастасия Лебедева раскрыла вопрос духовно-нравственных оснований в теории образования и воспитания русского неокантианства, Михаил Загирняк представил диалектическую трактовку социального бытия в философии Сергея Гессена, а Валерия Беляева выступила с докладом «Психофизическая природа человека в философии Э. Кассирера», сделав акцент на обнаружении динамики процесса формирования понятия «Я».
11 В вечернем заседании приняли участие Станислав Кушнер, осуществивший попытку выявления цели и основополагающих задач философии права в рамках концепции П.И. Новгородцева и продемонстрировавший связь правового учения П.И. Новгородцева с кантианской философией, Нато Хасая, выступившая с анализом статьи профессора В. Сеземана “Проблема идеализма в философии” с целью выявления основы его философской системы, и Леонид Киржнер, изложивший аспекты критики С.Л. Рубинштейном метода Гегеля.
12 Также в рамках программы второго дня проходило заседание, подготовленное при участии Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии НИУ «Высшая школа экономики». Его первая часть была посвящена трансцендентальной философии науки. Владимир Васюков в докладе «Кантовский априоризм и современная математика», отметил несогласие современных исследователей с кантовскими положениями об априорных науках, причиной коего является возникновение неклассической логики, неевклидовой геометрии и нестандартной арифметики, которые привели к постановке вопроса о плюралистичности природы когнитивных структур нашего разума. В продолжение темы кантовского априоризма и современной математики Максим Евстигнеев дал исторический и философский комментарий тезиса Канта о том, что математика определяет только сущность, а не природу. Сергей Катречко, в свою очередь, выступил с докладом, посвященным кантовскому пониманию математики как познания посредством конструирования понятий, подчеркнув, что математическая деятельность может быть представлена как двухуровневая система, предполагающая «спуск» с верхнего уровня рассудочных понятий на нижний уровень чувственных созерцаний и обратный «подъем». С докладом о независимости общей логики И. Канта от всякого содержания выступила Светлана Кускова. В рамках дневного заседания свои доклады представили Диана Гаспарян «Нативизм и трансцендентализм: суть сходств и различий», Сергей Панов «Трансцендентальный рефлекс и «белая магия» науки» и Наталья Данилкина «Многосторонняя телеология: кантовское руководство по доброжелательному проектированию».
13 Вторая часть заседания была посвящена теме рецепции кантовской мысли в современной (пост-кантианской) философии. На вечернем заседании выступили Илья Селезнев с докладом об экзистенциальной феноменологии как методе осмысления собственности, Данила Волков, раскрывший тему истоков «высшего эмпиризма» Жиля Делеза, Анастасия Торопова, рассказавшая о кантианской модели трансцендентной телесности на примере творчества Г.Ф. Лавкрафта, Михаил Голубов, затронувший тему философии желания Александра Кожева, Валерия Копанева, проанализировавшая феномен социального признания, Анастасия Томашевская с сообщением о трансцендентальных истоках ранней философии Хайдеггера и Юрий Ветютнев, изложивший особенности эпохе как приема феноменологического исследования правовых ценностей.
14 Программа заключительного дня работы Трансцендентального семинара, проходившего в стенах Российского государственного гуманитарного университета, была очень насыщенной.
15 В рамках первой секции под названием «Рефлексия в структуре познавательной деятельности» свои доклады представили 6 участников. В качестве модератора выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Наталия Кузнецова, представившая доклад на тему «Методология анализа систем с рефлексией». Жан Загидуллин выступил с сообщением «Модели рефлексии как стратегии философского осмысления науки» отметив, что выбор стратегии философского анализа науки напрямую связан с выбором модели рефлексии, которая является выражением сути философского метода «рефлексии над наукой». Тарас Шиян в докладе «К определению рефлексии как деятельности» сформулировал соответствующее определение и представил варианты такой конкретизации на примере различных философских техник и иных рефлексивных практик. Ольга Столярова в выступлении «Философская рефлексия: эпистемологическая проблема и онтологическое решение» продемонстрировала, что философская рефлексия наряду с эпистемологической ролью играет не менее важную онтологическую роль, а Светлана Кускова в сообщении «Объективность научной рефлексии» акцентировала внимание на обусловленности объективного строения науки структурой рефлексивной деятельности рассудка. Сергей Катречко проанализировал роль рефлексии в кантовском трансцендентализме, а Анна Шиян раскрыла специфику рефлексии в рамках феноменологического подхода.
16 Заседание второй секции было посвящено феноменологии как теории познания и когнитивистике. С докладом, раскрывающим специфику гуссерелевской гносеологии, выступила Анна Шиян. Проблему особенности теоретического знания как исходного пункта постановки проблемы значения в «Логических исследованиях» Гуссерля обозначил в своем выступлении Виктор Молчанов. Также с анализом «Логических исследований» выступил Михаил Белоусов, раскрывший связь в учении Гуссерля принципа беспредпосылочности с принципом свободы от теорий. Наталья Смирнова выступила с сообщением «Натуралистические метаморфозы феноменологии: нейрофеноменология как когнитивный проект». Елена Шульга изложила основные принципы феноменологической герменевтики, а Наталья Артеменко в докладе «Хайдеггер: вопрос о бытии и познание. Трансценденция Dasein» раскрыла специфическое феноменологическое понятие познания Хайдеггера.
17 Во второй части были представлены доклады, раскрывающие связь трансцендентальной феноменологии с междисциплинарным исследовательским полем. Дмитрий Попов рассказал об условиях возможности искусственного интеллекта с позиции трансцендентальной феноменологии. Андрей Паткуль выступил с докладом «Трансцендентальная феноменология цифровой реальности». Исследователь из Германии Костанс Колька, традиционно принимающая участие в Трансцендентальных семинарах, представила сообщение «Немецкий язык является «беременным». Мышление как вынашивание». Стоит отметить, что этот доклад связывает грамматическое познание с феноменологическим познанием и, таким образом, открывает новые перспективы научного дискурса. Павел Мишагин изложил тезисы об онтологическом дискурсе феноменологии и месте в нем проблемы свободы. Сергей Куликов рассказал о своем исследовании, посвященном перспективам применения феноменологической интерпретации в профессиональном образовании. Александр Логинов продемонстрировал основные принципы феноменологической теории познания М. Шелера, а Екатерина Хан представила доклад «К феноменологии философствования: на аффективной стороне мысли», посвященный вопросу феноменологической рефлексии по поводу философствования как специфического акта.
18 По результатам работы семинара был издан сборник, в который вошли тезисы докладов участников.

References

1. Program: https://gaugn.ru/obrazovanie/faculties/philosophy/

2. Proceedings of the International Workshop: https://www.academia.edu/77134522/

Comments

No posts found

Write a review
Translate