Одной из важнейших задач в каждой философской традиции является определение методологических оснований и целевой причины исследовательской практики. При обсуждении феномена русского неокантианства возникает несколько фундаментальных вопросов, среди которых критерии разграничения отдельных систем и возможность их целостной реконструкции, выявление самостоятельности отечественных философов в преодолении ключевых противоречий трансцендентального идеализма, а также дискуссии относительно вклада русских неокантианцев в историю развития отечественной и европейской философии. Не менее значимым представляется проблема объединения русского неокантианства в контексте общей традиции неокантианства в ее развитии до новейших тенденций. Перспектива обращения к наследию русских философов во многом обуславливается оформлением посткантианства и постнеокантианства. В трудах А.И. Введенского, а затем Б.А. Фохта, В.Э. Сеземана, С.Л. Рубинштейна, и многих других обозначился переход от немецкого классического идеализма в призме специфики русской философии к оформлению нового понимания трансцендентальной философии и ее задач. Во многом предложенные решения отличались оригинальностью и явной самостоятельностью, но в то же время имплицитно находились в границах заданной И. Кантом традиции немецкой неокантианской философии. Сопоставляя новейшие перспективы развития неокантианской методологии, можно не без оснований предположить, что русское неокантианство во многом предвосхитило новейшие тенденции.
Для объективной оценки и последующей актуализации наследия русских неокантианцев требуется раскрыть единство всей традиции, сопровождая данный процесс историко-философской реконструкцией отдельных систем философии, но так же и выявлением тех перспектив для философии, которые были обозначены русскими мыслителями. В содержании статьи предлагается постановка проблемного поля самоопределения русских неокантианцев в рамках истории русской и европейской философии. Особое внимание акцентировано на единстве методологических задач и целевой причины исследовательских практик мыслителей, которые на разных этапах своего развития внесли вклад в образование феномена русского неокантианства.
Комментарии
Сообщения не найдены